четверг, 24 июля 2008 г.

ИСКУССТВО АКТЕРА

Обязательный герой спектакля — актер. Именно актер переводит пьесу — литературное произведение в явление театрального искусства, сообщая ему сценическое действие. Именно актеры, преображаясь в персонажей пьесы, живут жизнью героев, радуются их радостями, страдают их страданиями.
Актеры выявляют характеры своих персонажей, их отношение к другим людям и к жизни главным образом при помощи диа л о г ов, т. е. разговоров действующих в пьесе лиц. Великолепные диалоги есть у Чехова. В разговоре Маши с полковником Вершининым прирасставании («Три сестры») с необычайной
онкостью, полунамеками говорится о чувстве,
хватившем двух хороших людей, и о том, что
ой любви не суждено расцвести.
Очень острый диалог ведет учительница
бовь Яровая с Пановой, представительницей
одящего буржуазно-помещичьего мира (пьеса
юбовь Яровая» Тренева). В этом диалоге
ыявлнются взгляды двух женщин и идеоло-
я тех классов, которые они представляют.
Иногда переживания героя так глубоки и
ильны, что он не может сдерживать своих
вств, и тогда рождается м о н о л о г — речь
дного действующего лица. Вспомним монологи
ориса Годунова в трагедии Пушкина. Чац-
ого — в «Горе от ума» Грибоедова. Карла
'обра — в «Разбойниках» Шиллера.
Но и диалоги, и монологи, и вен актерская игра должны быть действенными. Это значит, что актер всегда должен уметь перевоплотиться в своего героя и действовать в предлагаемых пьесой и театром обстоятельствах так, ак действовал бы его герой.
Каждый мастер, создавая произведение искусства, пользуется тем или другим материалом. Артист, создавая образ, надевает костюм, гримируется. Но самое главное, что должен уметь артист, это и внутренне и внешне переключаться в другую жизнь, «превращаться» в того, кого он играет на сцене. Н. П. Хмелев, играя Каренина (в инсценировке по роману Толстого «Анна Каренина»), создал образ холодного и самодовольного человека, которому недоступны человеческие чувства. И даже во внешности актера все стало каренипским — вплоть до оттопыренных ушей и хрустящих пальцев.
В пьесе Арбузова «Иркутская история», щгущей в театре им. Евг. Вахтангова, артистка Ю. К. Борисова играет Вальку. Размашистые жесты, чересчур громкая речь помогают ей создать внешний облик героини. Но актриса сумела выразить и главное в образе Вальки — тонкость души, большую человечность.
Материал актера — его собственная фантазия, его знания и жизненные наблюдения, его физические и душевные качества. С их помощью он должен уметь создавать бесчисленное разнообразие характеров своих героев. На сцене все должно быть действенно: жест, слово, даже молчание, даже неподвижность. Актер стремится активно воздейетвонать на зрителей, довести до них мысли, чувства, настроение своего героя. Точнее, он сам становится этим героем, действует в его образе, заставляет зрителей поверить в него.Все участники театрального процесса помогают актеру как можно глубже и тоньше, значительнее и ярче прочесть пьесу, раскрыть сущность человеческих характеров.
Как и всякое искусство, театр условен, и, конечно, ни один актер, играющий Отелло, не душит Дездемону на самом деле. Лучший актер тот, который благодаря силе своей фантазии умеет жить на сцене жизнью своего героя и заставить публику поверить в эту жизнь. Таких актеров Станиславский называл актерами переживания. Это П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов, П. М. Садовский, В. И. Качалов, И. М.Москвин, И. В. Ильинский, М. К. Зань-ковецкая, А. М. Бучма, А. А. Хорава, В. К. Па-пазян, Б. В. Платонов и многие другие.






Комментариев нет: