четверг, 24 июля 2008 г.

ПЬЕСА (Комедия, трагедия, драма)


Драматург — это автор пьес — литературных произведении, предназначенных для постановки на сцене. Правда, в истории известны импровизационные театры, например комедия дель арте, где не было пьес и актеры сами придумывали текст по ходу действия . Но и здесь существовалсценарий, определенные постоянные персонажи, заранее решенные взаимоотношения, и только на основании всего зтого актеры создавали свои диалог и.
В наши дни спектакли без пьес, как правило, не ставятся. Наряду с бесценными сокровищами классической драматургии на сцене главное место занимают пьесы о нашем времени.
Пьеса (драма) дает театру основной материал для спектакля, в котором ее содержание раскрывается специфически театральными средствами.
В ремарках драматург поясняет действие для актеров, режиссера, художника, композитора, характеризует участников пьесы и обстановку, но ремарки неизвестны зрителю.
Драма должна быть действенной и конфликтной. Вспомните классические примеры — «Гамлет» Шекспира, «Горе от ума» Грибоедова, «Егор Булычов и другие» Горького. Все зти пьесы заключают в себе конфликты необычайной остроты. Гамлет — главный герой трагедии — в своих поисках подлинной правды, смысла человеческой жизни, в борьбе против пошлости, лжи, коварства и преступлений вступает в столкновение с королем и всей придворной камарильей1, мстит им за убийство отца. Но порой Гамлет спорит и с самим собой.
В трагедии обычно показывается столкновение героя, стоящего на передовых позициях, с косной средой. Трагический герой — всегда выдающийся человек, борец за высокие идеалы: свободу, добро, справедливость. И даже погибая, он самой своей гибелью утверждает значительность своих идей. Вера в свое дело для героя сильнее страха смерти.
Герой пьесы «Прикованный Прометей» древнего грека Эсхила отдал людям огонь, раньше принадлежавший только богам, и за ;>то был прикован к скале . Но обреченный на муки Прометей сохраняет непреклонность духа — он убежден в справедливости своего поступка. Маркс назвал его «самым благородным святым и мучеником в философском календаре».
В трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» любовь молодых людей наталкивается на уродливое порождение феодального общества — кровную месть. И в жертву своему чувству герои приносят жизнь. В «Грозе» Островского Катерина предпочитает смерть жалкому прозябанию в «темном царстве». Отдает свою жизнь ради победы революции Комиссар в «Оптимистической трагедии» Вишневского.
Эти герои трагедии действуют против сил, враждебных новому, прекрасному, обличают реакционные установления и предрассудки. В том и заключена очищающая, оптимистическая сила трагедии, ее прогрессивная сущность.
Сущность комедии очень точно выразил Маркс: «История действует основательно и проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни. Последний фазис всемирно-исторической формы есть ее комедия. Богам Греции, которые были уже раз — в трагической форме — смертельно ранены в «Прикованном Прометее» Эсхила,пришлось еще раз — в комической форме -умереть в «Беседах» Лукиана. Почему таков ход истории? Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым».
Комедии помогают людям бороться с человеческими слабостями, старомодными привычками, отжившими идеями. В лучших комедиях драматурги высмеивают эти пороки, консервативные установления и тех людей, которые за них держатся. Сатирическая комедия в остром, часто преувеличенном Еще показывает и осуждает пороки общества, подобно тому как Мольер в «Тартюфе» обрушивается на лицемерие и ханжество современного ему мира. Гоголь в «Ревизоре» осмеивает не только взяточничество, бюрократизм, скотское пусто-житие, но и то общество, для которого все это естественно. В «Клопе» Маяковский решительно выступает против мещанства и всех его порождений, показывая, как опасно оно в условиях строительства социализма.
Существуют также юмористические комедии, где обличаются более мелкие недостатки общества и отдельных людей, и романтические комедии, создателями которых были Лопе де Вега, Шекспир.
Произведения для сцены обычно называют драмами (отсюда — драматургия). Но словом «драма» называются и те драматургические произведения, которые отнести к трагедиям или комедиям нельзя. Основное внимание в них уделяется сфере семейных отношений. В лучших драмах — «Дядя Ваня» Чехова, «Последние» и «Егор Булычов и другие» Горького, «Машенька» Афиногенова, «Таня» Арбузова и других — частные конфликты приобретают общественное значение.





Комментариев нет: